ШУМ ЦИРК СОНМИЩЕ СОДОМ ДИЧЬ БЕДЛАМ
Главная | Цирк | Дурак дурака...

Цирк

« Назад

Дурак дурака...  19.01.2015 20:30

дурак.png

Не так давно в российский прокат вышел фильм "Дурак" и мгновенно собрал плотную пачку хвалебных рецензий и невероятно высокие рейтинги. Странички пользователей социальных сетей пестрили (да и сейчас пестрят) рекомендациями к просмотру и комментариями в духе "О Боже мой, это просто вышка, жизненно-то как".

Не хотелось бы говорить, что фильм плохой - он совсем неплох, особенно на фоне большей части русскоязычных лент последних лет. Однако практически с первых кадров становится ясно - сейчас перед нами настойчиво будут обличать пороки общества. И ладно бы эти пороки обличались в какой-то завуалированной, более-менее художественной форме. Но режиссер бьет зрителя "социальными истинами" прямо в лоб, топорно и как-то даже неуклюже. Бьет в лоб и давит на сантименты "простого русского человека", тезис за тезисом вбрасывая уже набившие всем оскомину "исповеди" о том, что кругом коррупция, чиновники продажные пляшут на костях простого народа, да жируют во время чумы на пирах (кстати, забавный факт: фильм проспонсирован "Министерством Культуры"), а народ простой спивается и гниет по баракам, да и ничем не лучше чиновников, такие же все лжецы, ворье и подонки - только нищие, и лишь единицы (как главный герой, например) живут по чести.

Главный герой - это вообще отдельная история. Этакий честный, простой, работящий парень - сферическая русская широкая душа в вакууме. Последний оплот морали в этой провинциальной Гоморре. Наивный, добропорядочный и бесхитростный - “Идиот” (тут “Дурак”) князь Мышкин. Видимо, лавры Данилы Багрова никак не дают покоя отечественным киноплетам.

Фильм пестрит всяческими шаблонами и клише, вроде подростков, раскуривающих "косячки" в подъездах и сношающихся по крышам, семей алкашей с бытовыми потасовками, избитыми женами и дочерьми, продажных ментов, бюрократов, ползающих под шансон в алкогольном угаре, старухи, мечтающей, чтобы "все как у людей" было и т.д. И все это происходит ночью под заглавную песню группы "Кино". Тотальная балабановщина.

Еще одна вещь, вызывавшая ухмылку на протяжении всего фильма - натянутые монологи и диалоги героев. Все персонажи постоянно говорят, говорят, говорят (хотя по сюжету им надо бы действовать, а не болтать). И не просто говорят, а обличают всех вокруг и себя самих в грехах и пороках. Что ни монолог, то "А судьи кто?" или "Кому на Руси жить хорошо". И все это жутко трагично, театрально - где нужно отыгрывает на фоне минорная мелодия на клавишных, чтобы сантименту нагнать, где нужно персонаж разрыдается и выматерится хорошенько, чтобы придать драматизма и накала.

После фильма остается какой-то ком в голове: с одной стороны, казалось бы, все по делу: социальная драма, пищу для размышлений дает, этакий чернушный турбореализм - все как любит наш зритель. С другой стороны, не покидает ощущение, что тебя нае#али и подсунули под видом качественной глубокомысленной драмы какую-то компиляцию народных мытарств и страстей. Не покидает и ощущение, что фильм склепали по каким-то лекалам и негласным правилам российского массового пост-перестроечного реализма с одной лишь целью - пробить простого русского Ивана на слезу и заставить воскликнуть "Эвона как все, прогнил народ, гибнет Россия-матушка, и волки - свиньи и овцы - свиньи, все как в моей родной помойке, будущего нет (пойду накачу с горя)".

Тяжеловато оценивать этот фильм по какой-то шкале, уж больно он неоднозначный. Скажем так, если бы в одну телепортационную камеру Сета Брандла вошел одновременно фильм Балабанова и сериал про частных детективов с первого канала - выродившийся на выходе мутант был бы фильмом "Дурак". Посмотреть стоит, но это далеко не лучшая (и даже не одна из наиболее приметных) лента в болоте отечественной чернухи.

 

 

Зелиг Шмуцик