ШУМ ЦИРК СОНМИЩЕ СОДОМ ДИЧЬ БЕДЛАМ
Главная | Цирк | Разложим "Бёрдмэна" по пёрышкам. Рецензия на фильм

Цирк

« Назад

Разложим "Бёрдмэна" по пёрышкам. Рецензия на фильм  17.02.2015 20:29

челоптица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вы не актер, вы - шоумен».

Бёрдмэн.

Американский фильм 2014 года. Цитата из Википедии: «Фильм был удостоен крайне высоких оценок мировой кинопрессы и широко признан одним из самых сильных кинопроектов 2014 года».

Ну что ж, ребятки, хреновенький год-то у нас вышел, если «Бёрдмэн» - один из самых сильных его кинопроектов. Заявлено как «комедийная драма», «черная комедия». Так вот, смешного там совсем мало. Не в том смысле что «ох, это же не смешно, это - страшно, щемит сердце и прочее». А просто - не смешно и все. Ну, может пара моментов в фильме были хороши. Но из-за них называть фильм «комедией»? Немного странно.

 

«Вы не актер, вы - шоумен». В общем-то, именно эту фразу все 2 часа пытается опровергнуть главный герой фильма. Он - 50-летний (примерно) известный киноактер Ригган Томпсон, много лет назад снискавший великую всеамериканскую славу в качестве исполнителя роли супергероя Бёрдмэна. Фильм тогда стал культовым, Бёрдмэн - самым первым супергероем, а Ригган Томпсон - знаменитостью. Было даже снято 2 продолжения. Много лет спустя - когда отблески славы уже не так сильно освещают путь, когда узнают тебя только ровесники и только со словами «это он сыграл Бёрдмэна в 1992-м году!» - в общем, много лет спустя наш герой решает поставить пьесу в бродвейском театре и сыграть в ней главную роль. Как настоящий актер, а не как полумультяшная масс-жвачка.

 

Надо ли говорить, что задача у Риггана трудная - пресса не сулит ничего хорошего новой постановке, популярности никакой, предпоказы проходят с горем пополам. Критики ругают нашего Риггана и троллят его «Бёрдмэном», открыто говоря, что театр ему не по зубам, потому что никакой он не настоящий актер или режиссер, и играть ему только супергероев в дешевом кино. И сразу предупреждают - рецензия на спектакль будет разгромной. Дочь вообще говорит, что его нафталиновая постановка сегодня никому не нужна, и никаких «лайков» ему не видать. Актер-коллега настаивает на сверхреализме театрального действа, чем тоже дезориентирует нашего героя. А внутренний «Бёрдмэн» говорит Риггану, чтобы тот не забывал, на что он действительно способен, и кто он есть на самом деле.

 

По ходу фильма складывается ощущение, что бродвейский спектакль - это какая-то каморочная антреприза, причем благотворительного характера. Я понимаю, что американская театральная культура, вероятно, отличается от нашей, отечественной. Но чтобы до такой степени - я не ожидала. Именно поэтому во время просмотра фильма меня мучили вопросы - почему же у главного героя ничего не выходит? Потому что он и правда так себе актеришка, и не в состоянии сделать что-то достойное в театре? А может, это просто театр у них в Америке такой - скуднотворческий и неясного предназначения? А может не театр такой - а публика такая - зажравшаяся?

 

Посоветовавшись с собой, я решила, что фильм все-таки о публике. Той современной публике, которой нужна супер-картинка, фантасмагория на экране, человек-птица и приключения, яркие цвета и обложки, смех, отвага и не очень умные сцены, без длинных монологов или глубины рассуждений. Вездесущий мерчандайзинг при достаточно посредственной культурной ценности самого произведения. А бродвейский театр - это, как нам иронично показывают авторы фильма, и впрямь что-то нафталиновое, отживающее себя, немного странное, но ещё почему-то привлекающее публику и критиков. Театральная сцена Бродвея превращается в задворки, но «истинные ценители» продолжают настаивать, что нужно быть достойным и великим актером, а не каким-то «Бёрдмэном», чтобы замахиваться на эту самую театральную сцену. На какую сцену? Вот на эту современную американскую сцену? Театр в фильме показан так, что на него не хочется замахиваться - от него хочется отмахнуться. Что, впрочем, и делает «молодежный зритель» - когда Ригган пробегает по Таймс Сквер в одних трусах (ну, были обстоятельства)) - его сразу же узнают все, кричат - «это же Бёрдмэн!», начинают снимать на телефоны. А потом этот ролик набирает тысячи и тысячи просмотров на ютюб. Вот она - любовь публики. Вот что им нравится. Птицы-супергерои, полуобнаженные дядьки, комментарии на ютюб, скандалы, экшн, яркие краски - и все это без какой-либо подоплеки, без основания, без души. Тупо поржать. Тупо сказать «Вау!».

 

Чем же тогда может удивить театр? Чем порадовать и взбудоражить публику, которая уже пресыщена всем? Публику, которая уже видела все в Интернете? Что сегодня должен сделать актер на сцене бродвейского театра для того, чтобы привлечь внимание и получить хороший отзыв критиков? Хорошая игра, достойная пьеса, оригинальное исполнение? Пожалуй, нет. Придется выстрелить себе в голову, чтобы хоть кто-то повел бровью.

 

Вот примерно об этом фильм «Бёрдмэн». Фильмов на эту тему много (начиная от самых старых противоречий вида «кино-театр», заканчивая какими-то биографическими историями). «Бёрдмэн» - не лучший фильм на эту тему. Не красиво, малоэмоционально, образ главного героя достаточно уныл - в общем, весьма посредственно и сухо. Не хочется ни переживать, ни огорчаться современным положением дел в культурной среде. Недотянуто, что ли.

 

Резюме: можно запросто не смотреть, ничего не потеряете. Цитата из Википедии: «Фильм был удостоен крайне высоких оценок мировой кинопрессы и широко признан одним из самых сильных кинопроектов 2014 года». Кому, как говорится? За что, спрашивается?

 

Самое занятное - главную роль в фильме «Бёрдмэн» - роль Риггана Томпсона - сыграл Майкл Китон. Да, это тот самый Майкл Китон, который в 1989 году сыграл главную роль в первом фильме про «Бэтмена». Совпадение? Не думаю. Но это уже тема для отдельного исследования.

 

 

Мё